Исторический очерк

Согласно данным археологических раскопок, на территории, ныне входящей в состав Саткинского района, люди жили с древнейших времен. Исследователи археологических памятников выделяют на территории района наиболее значительные: стоянка Долгий Ельник II (датирована эпохами мезолита и неолита), наскальные изображения эпохи энеолита или бронзового века Айская Группа и Ваняшкинские писаницы, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс (от палеолита до средневековья). По территории Саткинского района проходит Старая Казанская дорога, которой в течение 3 тыс. пользовались многие народы; она была известна кочевникам — скифам и сарматам. В 11—13 вв. происходило заселение территории кочевыми башкирскими племенами, относившимися (после 13 в.) к Сибирской дороге (Айлинской, Саткинской и Куваканской волостям). Русские стали заселяться в период колонизации Южного Урала, что было связано с развитием горнозаводской промышленности. В 1757 началась добыча высококачественной железной руды на Бакальских рудниках (сент.); был основан поселок рудокопов Рудничное. Добытый на рудниках бурый железняк с высоким (до 60%) содержанием железа направлялся на Катавский, Симский и Юрюзанский железоделательный и чугуноплавильные заводы.

0_5e315_d3a87653_xl.jpgbeb171dcef4f3c75b6960d40512c26a3.jpg


В 1758 Строгановыми был построен Троице-Саткинский железоделательный и чугуноплавильный завод (ныне ОАО «Саткинский чугуноплавильный завод»), при котором вырос заводской поселок (ныне г. Сатка), куда для заводских и вспомогательных работ было переведено первоначально 1288 крепостных. В период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва Саткинский завод был одним из опорных пунктов повстанцев; в декабре 1773 — мае 1774 здесь неоднократно бывали пугачевские атаманы И Н. Белобородов, И.Н. Грязнов, И.С. Кузнецов, Ф.Ф. Чумаков и др. Пугачев находился в Саткинском заводе в конце мая — начале июня 1774, на г. Пьяной он встретился с Салаватом Юлаевым. В Саткинском районе сохранились устные предания и памятные места, связанные с Крестьянской войной (см.: Копань; Легенды о Пугачёве; Пугачёвские места). Во время Отечественной войны 1812 Саткинский завод производил бомбы, ядра, гранаты, дробь (шрапнель). В 1880 на Бакальских рудниках была проложена телефонная линия, соединившая Тяжелый рудник № 1 и рудник Казенный Бакал. В 1885 на правом берегу р. Ай (между дер. Кульметьево и Алексеевна) было завершено сооружение массивной (дл. 200 м) режи, начатое по указанию нач. Златоустовского горного округа П. П. Аносова в 1846: вертикальная бревенчатая (из лиственных кряжей) водоотводная стена предотвращала крушения барок-коломенок (использовались до открытия железно-дорожного сообщения) о скалу Разбойник. В 1888—90 велось строительство (рук. К. Я. Михайловский) линии Уфа — Златоуст Самаро-Златоустовской железной дороги; трасса прошла по долинам pp. Б. Сатка, Сим, Юрюзань и Ай; по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в монолитной скале был пробит отвод для р. Б. Бердяуш (глуб. св. 20 м, дл. 300 м). В 1896 императором Александром III был подписан Указ об отчуждении земли под строительство железно-дорожной ветки Бердяуш — Сатка — Бакал для доставки железной руды с Бакальского казенного рудника на Саткинский казенный и Златоустовский заводы; изыскательные работы велись управителем Саткинского казенного завода Ч.-С. В. Панцержинским; 4 сентября 1898 был открыт участок Бердяуш — Сатка, 18 января 1900 — движение по всей дороге. Построены станции и разъезды Речная, Сатка, Рудничная, Бакал; мосты у ст. Речная и Ветлужский, а также через Сатку и М. Бакал.


С открытием месторождения магнезита (конец 19 в.) был построен завод «Магнезит» (пущен в 1901; в 1905 его продукция была удостоена на Всемирной выставке в Бельгии золотой медали). В 1912—16 велось сооружение Западно-Уральской железной дороги (Лысьва — Нязепетровск — Бакал), связавшей 10 уральских заводов (инициатором строительства был Д. И. Менделеев). Саткинские рабочие участвовали в забастовочном движении и маевках (см. Первомайские акции рабочих); среди рук. революционных кружков были и ИТР: управитель завода «Магнезит» В. Г. Рогожников, пом. управителя Д. С. Тютев (см. Тютёвы), мастер В. А. Авладеев (см. Авладеевы); социал-демократических взглядов придерживался распорядитель завода А. Ф. Шуппе. В 1903 кружок Рогожникова оказывал материальную помощь семьям погибших при расстреле златоустовских рабочих, распространял в Саткинском заводе газету «Искра», листовки. В период революции 1905—07 Саткинские большевики вели агитационно-пропагандистскую работу, занимались подготовкой вооруженного восстания. Газета «Уральский рабочий» (декабрь 1907) отмечала, что Златоустовский окружной комитет РСДРП установил связь с рядом заводов, в т. ч. Саткинским. В 1910 Саткинская революционная группа была разгромлена (оставшиеся на свободе подпольщики использовали в целях революционной пропаганды деятельность в профсоюзах и других общественных организациях).
 В январе — феврале 1918 в Айлинской, Рудничной и
 
Саткинской волостях началось создание отрядов Красной гвардии, революционных трибуналов, следственных комиссий. Были национализированы Бакальские рудники (9 декабря 1917); заводы «Магнезит», «Пороги» (май 1918); муниципализирована местная промышленность (кож., кирпичные заводы; паровые мельницы Алпатовых, Вахрушевых, Щепкиных). Один из первых фабрично-заводских комитетов был создан в Бакале. Волнения среди части населения, вызванные упразднением Саткинской волостной управы (апрель 1918), были подавлены красно-гвардейским отрядом. Сложное экономическое положение на промышленном предприятии (на 1-м съезде металлистов Южного Урала Саткинский чугуноплавильный завод по уровню зарплаты был отнесен к последней — 14-й — группе), нехватка продовольствия на заводах и рудниках, недовольство крестьян реквизициями и торговыми ограничениями, а также выступление Чехословацкого корпуса изменили политическую ситуацию: 18—19 июня 1918 в Сатке произошел антибольшевистский мятеж. С началом Гражданской войны стратегическое значение имела ст. Бердяуш (на стыке Самаро-Златоустовской и Западно-Уральской ж. д.), находившаяся с Октября 1917 под охраной боевой дружины (командир Ланцев, пом. Чечин). Бердяушские красногвардейцы охраняли также Айский ж.-д. мост близ Златоуста. Златоустовский уездный СНК (см. Комиссариаты) намечал создать в Бердяуше мощный укрепрайон (план не был реализован); 29 мая 1918 на станцию прибыл военный комиссар И. М. Малышев, 30 мая — 12 красногвардейских отрядов (общей численностью 1445 пехотинцев, 55 кавалеристов, при 16 пулеметах и 1 орудии); в мае — июле 1918 здесь находился промежуточный штаб Златоуст-Челябинского фронта. Командующий Северо-Урало-Сибирским фронтом Р. И. Берзин сообщал в Москву, что положение его фронта «осложнилось, особенно после того, когда белогвардейцы в тылу между Уфой и Уржумкой захватили Бердяуш» (23 июня 1918). После установления власти белых в Сатке действовало большевистское подполье. В марте 1919, с наступлением армий адмирала А. В. Колчака, активизировалась деятельность контрразведки армии белых, были арестованы и расстреляны многие сторонники Советской власти (в т. ч. в пос. Катавка — отец и сын Кутузовы, в Сатке — А. М. Устюгов). 5 июля 1919 адмирал Колчак провел на ст. Бердяуш совещание с командованием Западной армии; премьер-министр правительства Колчака В. Н. Пепеляев в Сатке принял парад войск местного гарнизона. В ходе Златоустовской операции начальник Двадцать шестой стрелковой дивизии Г. X. Эйхе отдал приказ командиру кавалеристской бригады И. Д. Каширину (см. Каширины) силами 1 полка захватить Саткинский завод и Бакал, др.— занять станцию Бердяуш; 8 июля 1919 белые отступили за р. Ай. Командир 228-го Карельского полка 1-й бригады 26-й стрелковой дивизии В. К. Путна писал: «Бои у Насибаша, Айлино, под Кигами, пожалуй, решили участь Урала». Осенью 1919 началось восстановление электростанции, промышленных предприятий (оборудование которых было демонтировано белыми при отступлении), ж.-д. коммуникаций. 3авод «Магнезит» к концу 1925 достиг производственных показателей уровня дореволюционного периода; в 1927 вошел (под названием «Завод "Гигант"») в состав треста «Уралмет»; в 1930-е гг. был проведен ряд меропр. по модернизации производства, введены новые мощности, частично механизированы тяжелые ручные работы на руднике и в технологических цехах. На Саткинском чугуноплавильном заводе доменная печь возобновила работу в 1922; в 1926 была задута находившаяся на консервации 2-я домна; в состав завода на правах цехов входили кирпичный (1919—40) и канифольно-скипидарный (1928—29) заводы. Кирпичный, основан в 1906 братьями Алпатовыми, имел цех для подготовки глины, склад для ее хранения, печи для обжига кирпича; в 1925 выпустил около 780 тыс. шт. кирпича (закрыт в 1959). Канифольно-скипидарный, построенный в 1920—21, действовал как самостоятельный в 1929—40 (до закрытия). В годы 1-й пятилетки чугуноплавильный завод выпускал в основном высококачественный чугун для производства особо прочных сталей в мартеновских печах. В 1932 на предприятии вступила в строй шлаковатная фабрика, где было налажено производство минеральной ваты из доменных шлаков и местного доломитизированного известняка. Объемы выработки малосернистого и малофосфористого чугуна постоянно увеличивались, к концу 1920-х гг. достигли 42 986 т в год. Кроме завода электростанция снабжала энергией Бакальские рудники, завод «Магнезит», ряд предприятий местной промышленности. 

 



 

Годовая выработка электроэнергии превысила 5 млн кВт*ч; в апреле 1930 была пущена гидротурбина мощностью 500 кВт*ч; в сентябре 1930 установлен дополнительный паровой котел № 5 (производительностью 8 т пара в час), в апреле 1932 — паровой котел № 6 (10 т) и турбогенератор (мощностью 1250 кВт*ч). На р. Ай в 1933 началось сооружение новой капитальной запани для задержания сплавной древесины; к 1934 было построено 44 углевыжигательные печи системы Шварца. Лесорубы заготавливали по 20—50 м3 дров для углежжения. В 1936 начали работу Южно-Уральские бокситовые рудники (ЮУБР).
С началом Великой Отечественной войны жителями Саткинского района включились в движение «Всё для фронта! Всё для победы!». 9 июля 1941 по партийной мобилизации в действующую армию было призвано 500 коммунистов, в т. ч. 1-й секретарь райкома И. Н. Захаров; всего из Саткинского района ушло на фронт св. 4,5 тыс. человек, из них 3209 погибли. Осенью 1941 на ст. Бердяуш дислоцировалась 36-я бригада морской пехоты, в составе которой кроме моряков Тихоокеанского флота находились и местные призывники; после пополнения бригада убыла на Карельский фронт, неоднократно отличилась в боях, получила наименование Киркинесской Краснознаменной. В составе сформированных на Урале лыжных батальонов воевали добровольцы из Саткинского района (Д. Ф. Бекетов, И. И. Гришин, И. П. Дружков, А. А. Земеров, Г. П. Каменских, К. В. Митюшин и др.); в Уральский добровольческий танковый корпус в 1943 были направлены 50 человек. По организации санитарно-оборонной работы Саткинский район считался одним из лучших в области. На курсах (нач. уч. части М. П. Зайцева) при районном к-те Всеросийского общества Красного Креста было подготовлено несколько групп медсестер. В 1942 в Саткинском районе 30 тыс. человек получили значок «Готов к санитарной обороне». В Сатке были развернуты военные госпитали (№ 1131, 3117, 3159, 5962 и 1 безномерной), персонал которых оказывал медицинскую помощь и жителям города. В с. Айлине работал детский дом (находились дети 3—14 лет, эвакуированные из блокадного Ленинграда); над ним шефствовали работники хлебозавода и промышленных предприятий. Учебный пункт военного всеобуча завода «Магнезит» (нач. пункта М. Н. Семенов), где прошли подготовку 949 человек (из 1012 ушедших на фронт заводчан), летом 1943 был награжден Красным знаменем обкома ВКП(б) и облвоенкомата, позднее признан лучшим в Челябинской области на протяжении всей войны. На заводе «Магнезит» (дир. М. У. Конарев) резко увеличился выпуск хромомагнезитового, термостойкого кирпича, сталеразливочных стаканов; было налажено производство безобжиговых изделий (что позволило в 3—4 раза сократить технологический процесс, увеличить обжиг магнезитовых изделий для мартеновского производства), растворимого стекла, шамотного кирпича и др.; продукция направлялась в страны-союзницы (за 1 вагон магнезитового порошка Англия поставляла в СССР 1 танк); завод неоднократно выходил победителем социалистического соревнования среди предприятий НК черной металлургии; в марте 1945 большая группа рабочих и ИТР была награждена государственными орденами и медалями.
      Саткинский металлургический завод (дир. П. И. Минеев) обеспечивал оборонную промышленность высококачественным чугуном для производства боевой техники; механический цех поставлял запасные части для электростанций; на производственных площадях разместился эвакуированный из Харькова завод «Теплоприбор» (позднее переведен в Челябинск). Металлургический завод отмечен благодарностями НК черной металлургии, вооружения, танковой промышленности, электростанций; наиболее отличившиеся металлурги — государственными наградами. Бакальское рудоуправление (И. Ф. Медведев) поставляло руду на многие уральские металлургические заводы. В начале 1942 на базе треста «Челябметаллургстрой» в Бакале было создано строительное управление «Рудбакалстрой» (нач. Н. Ф. Шапошников). Построены электроремонтный цех, локомотивное и вагонное депо, ж.-д. цехи, агломерационный комбинат; начато строительство ремонтно-механических мастерских. Саткинский леспромхоз (дир. А. Н. Мерзляков) обеспечивал ряд предприятий и учреждений топливом; производил фанеру (по 4 тыс. листов ежегодно), ложи для винтовок и автоматов. В 1941—46 была осуществлена геологоразведка месторождения бокситов (Иваново-Кузьминское, Мурсалимкинское, Первомайское, 2 Термяневских и др.).
      Узловая ст. Бердяуш подверглась коренной реконструкции, что позволило увеличить ее пропускную способность, осуществлять движение поездов по военному графику. Саткинский райпромкомбинат организовал в апреле 1942 производство саней, бричек, лыж и др. изделий для фронта; по итогам года занял 1-е место в Челябинской области (март 1943). На промышленных и сельско-хозяйственных предприятиях было развернуто социалистическое соревнование, создавались фронтовые бригады. В 1942, 1943 Саткинский район не справился с выполнением Госплана, в 1944 выполнил план по хлебозаготовкам (2-е место в области). Жители Саткинского района в 1942 собрали средства на постройку танковой колонны имени 25-летия Великого Октября (свыше 200 тыс. руб.; из них 60 тыс. — трудящиеся завода «Магнезит», 30 тыс. — Бакальских рудников, 19 тыс. — металлургического завода); в марте 1943 — на формирование Уральского добровольческого танкового корпуса. Металлургичекий завод, работники которого перечислили на строительство танков и кораблей свыше 362 тыс. руб., был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего. Горняки Бакала сдали более 775 тыс. руб. на танковую колонну «Челябинские колхозники» и эскадрилью им. М. Расковой. Жители Саткинского района участвовали в субботниках (только в августе 1941 — около 10 тыс. чел.); внесли в Фонд обороны 57,4 тыс. руб.; отправили подарков бойцам действующей армии на 20 тыс. руб. В феврале 1942 работницы «Магнезита» выступили инициаторами
сбора подарков женщинам и детям освобожденных районов. Школьники Саткинского района участвовали в субботниках на строительстве домны № 3, в сборе средств на боевую технику (ученики Бакальской средней школы в 1943 собрали 18 тыс. руб. на строительство боевых кораблей и 10 тыс. руб.— на строительство танка «Пионер»); создавали тимуровские команды; собирали лекарственные растения (ученики средней школы № 13 заняли 1-е место среди школ РСФСР, сдав в аптеку 355 кг сырья), металлолом (в марте 1943 ученики неполной средней школы № 1 собрали 12,7 т); очищали от снега железнодорожные пути, шефствовали над госпиталями. Летом 1942 на колхозных полях 2300 школьников собрали 15,55 т картофеля, убрали овес с 18,5, рожь — с 24,5 га. В соответствии с постановлением ГКО Саткинское ремесленное училище было преобразовано в металлургическое. В октябре 1944 в Сатке открыт горно-керамический техникум, 29 января 1945 года — ШРМ № 2. 

Среди особо отличившихся в годы войны — И.П. Бородин, бросившийся со связкой гранат под фашисткий танк; А. Игнашин (житель Н. Пристани), совершивший своим танком таран танка противника, и др. Звания Героя Советского Союза удостоены: А. С. Головин, Е. Ф. Зелёнкин, Л. К. Кузнецов, Г. М. Лаптев, И. Н. Немчинов, М. А. Немчинов, И. Н. Плохих, Д. С. Ракшин, А. Г. Сафонов, В. В. Шаров; полн. кавалером ордена Славы стал Г. И. Папышев. Восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, потребовало большого количества металла и, следовательно, огнеупоров. 
В первые послевоеные годы рост объемов производства на заводе «Магнезит» осуществлялся в основном за счет увеличения дневной нормы выработки, повышения коэффициента использования оборудования. С целью дальнейшей интенсификации производства Правительство СССР приняло решение о реконструкции предприятия и строительстве новых цехов по выпуску магнезитовой продукции. В 1971 за успешное выполнение гос. плана по обеспечению металлургической промышленности огнеупорным сырьем, большую работу по совершенствованию технологии производства коллектив завода «Магнезит» был награжден орденом Ленина, 122 труженика удостоены государственных наград. В 1977 «Магнезит» стал комбинатом: к нему были присоединены Кыштымский огнеупорный завод и Челябинское рудоуправление. Ныне ОАО «Комбинат "Магнезит"» является крупнейшим в РФ предприятием огнеупорной промышленности. 
Доменные печи Саткинского чугуноплавильного завода в первые послевоенные годы продолжали работать на смешанном топливе (кокс и древесный уголь); последние 207 т чугуна на древесном угле были выплавлены в 1948. В 1950 выплавка чугуна составила около 200 тыс. т; более 30 человек были награждены орденом Трудового Красного Знамени. В 1953 ввод в эксплуатацию новой воздуходувной машины фирмы «Егер» привел к значительному увеличению производства чугуна и улучшению технико-экономических показателей работы. В 1955 выплавка по сравнению с 1941 увеличилась в 2,5 раза, производительность труда — в 2, объемы производства фасонного литья — в 2,5. В 1999 заводом выпущено 239,3 тыс. т чугуна; в 2000 производство снизилось до 232,1 тыс. т. В настоящее время предприятие прекратило свою деятельность; находится на реконструкции. Бакальское рудоуправление было награждено в 1971 орденом Октябрьской Революции. Наивысший объем вскрышных работ был произведен в 1975, производства товарной продукции достигнут в 1986.